Эго-идентичность

В каждом человеке развитие его личности проходит несколько психологических этапов. В каждом из них выделяются свои особенности, каждый этап отмечается специфичным для него конфликтом. Неизменным остается непрерывность развития нашего Я, несмотря на те изменения, которые происходят с нами в процессе роста и развития.

В классическом психоанализе по теории психосоциального развития личности, созданной профессором Эриком Эриксоном, принято выделять восемь стадий развития личности: младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст, юность, молодость, зрелость и старость. Обратим внимание на первые две из них, присущие в силу возраста воспитанникам Центра детства «Ангелочек».

Младенчество – стадия «Доверие или недоверие»
На этой стадии идет созревание сенсорных систем. То есть развивается зрение, слух, обоняние, вкус, тактильная чувствительность. Человек испытывает жажду новых впечатлений, он осваивает мир. Малыш приходит в этот мир через мамино тело и, безусловно, связь с ней является самым важным элементом его жизни.
Именно в период до года рождается отношение к окружающей среде, появляется доверие или недоверие к миру, идет наработка первого опыта переживаний. В этот период мать для ребенка целый мир. Он чувствует ее как продолжение себя, и потому на этом этапе важно позволять малышу исследовать свои реакции через взаимодействие с мамой. Например, некоторые женщины начинают запрещать ребенку тянуть в рот пальцы или наказывают за покусывание груди при кормлении. Этого делать категорически нельзя, ведь этот опыт крайне важен для малыша. Понять, где заканчивается он и начинается внешняя среда.
При положительных переживаниях ребенок считывает этот мир как понятный, предсказуемый, учится адаптироваться к отсутствию матери в спокойном ключе. Ни в коем случае нельзя на этом этапе позволять малышу чувствовать себя брошенным, как в случае с распространенным методом 90-х годов, когда ребенка старались не приучать к рукам и давали «прокричаться» в кроватке. Это очень травмирует психику ребенка на данном этапе.

Раннее детство – стадия «Самостоятельность или нерешительность»

От года до трех лет малыш становится взрослее, овладевает навыками ходьбы, бега, физически крепчает. Он осваивает различные движения, учится не только ходить, но и лазать, открывать и закрывать, держаться, бросать, толкать и т.п. Дети наслаждаются и гордятся своими новыми способностями и стремятся все делать сами. В этот период появляются социальные традиции: умываться, переодеваться, держать ложку, следовать режиму дня. Немаловажное приобретение и контроль за своими выделительными функциями, понимание зачем нужен туалетный горшок, определение своих первичных потребностей.
Развивается самостоятельность, и желание отталкивать родителя при попытках помочь в быту. Важная составляющая взаимодействия взрослого и ребенка – это терпение первого, умение сдерживать раздражение, возможность предоставления ребенку столько времени, сколько ему нужно для своего собственного темпа. В противном случае первые зачатки будущего невротизма могут подстерегать малыша уже здесь, когда мама или папа, закатывая глаза, выхватывают у ребенка из рук одежду, игрушки, обувь и пытаются ускорить бытовые процессы. Помните о том, что заложенные в этот период установки, например, «я сам не способен сделать хорошо», «мне не нужно доводить все до конца, ведь это всегда доделывают другие», «я слишком медленный и неуклюжий» будут руководить человеком всю оставшуюся жизнь.

Следующими стадиями становятся дошкольный и школьный возраст, где в ребенке развивается понимание чувства вины и различные умения. Потом приходит стадия идентификации личности и ранняя зрелость. Развитие личности продолжается – но крайне важно начать правильное формирование ее в самом юном возрасте. И здесь на помощь родителям приходят специалисты Центра детства «Ангелочек». Мы ждем ваших малышей и поможем стать им гармоничными и здоровыми личностями.